Понтий Пилат — римский префект Иудеи, чье правление ознаменовалось массовым насилием и казнями. Понтий Пилат вошел в историю, как человек, вынесший смертный приговор Иисусу Христу.
Сам он публично исполнил символичный жест и умыл руки, давая понять, что ответственность за казнь невиновного лежит на народе. Но что стало с ним после смерти Христа и как же закончилась его жизнь?..
Иудея времен Иисуса Христа (первой трети I века) не была независимым государством. C 6 по 132 год Иудея являлась римской провинцией — частично автономным вассальным государством в составе Римской империи. Правили Иудеей префекты — должностные лица, назначаемые Римом. Императором при Иисусе Христе был Тиберий.
В 26 году Тиберий назначил префектом Иудеи Понтия Пилата. О его жизни известно немного — вероятнее всего, он принадлежал к плебейскому роду.
Прилагательное, употребляемое перед его именем, указывает на то, что он был родом из Понта. Это была древняя земля на северо-востоке Малой Азии (в настоящее время это территория Турции), завоеванная Римом в 63 году до нашей эры.
О том, что Понтий Пилат существовал на самом деле, а не был выдуманным персонажем, известно благодаря свидетельствам его современников, монетам I века с его именем, а также надписи на обнаруженной археологами мемориальной табличке.
Одно из наиболее ранних описаний Понтия Пилата приводит богослов Филон Александрийский, называя префекта Иудеи времен Христа взяточником, склонным к оскорблениям, грабежу, вспышкам гнева, казням без суда и следствия, а также чрезвычайно жестоким человеком.
Задача Понтия Пилата как правителя Иудеи заключалась в том, чтобы поддерживать порядок в провинции, однако, как известно из исторических источников, он зачастую превышал свои полномочия.
Понтий Пилат удержался на должности относительно долго – 10 лет. Возможно, это было связано со специфической политикой императора Тиберия, который утверждал, что частая смена наместников способствует распространению коррупции.
О неучтивых чиновниках он привык говорить: «Они, как комары, сосут кровь, но когда хорошо напьются, то меньше вредят. Надо иметь милость к людям и не посылать к ним постоянно новых грабителей».
Из Евангелия от Луки мы узнаем об еще одном лице этой истории – жене прокуратора. Взволнованная судьбой захваченного пленника она говорит супругу: «Не вдавайся в дело этого невинного человека, потому что сегодня во сне я много от него натерпелась» (27, 19).
Евангелист не объясняет природу этих снов, но вкладывает в уста женщины слова, контрастирующие с приходящими со всех сторон обвинениями. Лука не уделяет больше внимания жене Пилата. Однако апокрифы дали ей имя, неизвестное в Библии – Клавдия Прокула.
Ориген утверждал, что женщина должна была быть обращена в христианство. В упоминаниях св. Нины, которая занималась евангелизацией Грузии, оставлен небольшой комментарий по этому поводу.
Якобы Клавдия в течение некоторого времени хранила похоронный саван Иисуса Христа — так называемую Туринскую плащаницу.
Если единственным доказательством, повествующим о судьбе Пилата, считать только евангельский текст, то вести о нем пропадают сразу после распятия и захоронения Христа.
Кроме Евангелии наиболее важными документами, вспоминающими о Пилате, являются работы Иосифа Флавия, Филона Александрийского и Тацита.
По свидетельствам историков Иосифа Флавия и Тацита, Пилат был отстранен от управления Иудеей после жесткой расправы над группой самаритян, принятых за повстанцев. Понтий Пилат был отправлен в Рим, где и теряется его след. Есть несколько теорий о том, что случилось с бывшим префектом Иудеи после распятия Христа:
-
Он был казнен императором Калигулой;
-
Покончил жизнь самоубийством по приказу императора, а его тело было брошено в Тибр;
-
Стал последователем Иисуса и даже пылится обратить императора в христианство;
Сведений о назначении Пилата на какой-либо иной пост в империи не имеется. Ничего не сообщается о нем и при следующем императоре —Нероне…
Кроме того, апокриф «Mors Pilati», написанный через много лет после этих событий, рассказывает распространенную (особенно в Германии) версию самоубийства префекта, представленного как жесткого тирана.
Как бы в подтверждение этой версии у Евсевия Кесарийского в работе «История Церкви» (IV век н.э.) мы читаем:
«Во времена правления Гая большое несчастье поразило Пилата. Он посягнул на свою жизнь и стал своим самостоятельным катом, и в скором времени на него снизошла божественная месть. Об этом рассказывают греческие писатели…».
Согласно легенде, тело римского прокуратора бросили в Тибр, но «воды были побеспокоены злыми духами, поэтому тело доплыло до Вены и затонуло в Роне». То есть, оно попало на территорию современной Швейцарии в районы Женевского озера.
По преданию, останки и по сей день всплывают в горном пруду на горе Пилатус в каждую Страстную пятницу. Обширный горный хребет в Альпах имеет более 1200 метров над уровнем моря и, хотя это кажется маловероятным, но своим именем он обязан древней легенде.
Спасибо, что дочитали до конца!