На 95-м году шагнула в вечность Нина Гребешкова — Заслуженная артистка России, сыгравшая более 80-и ролей в кино, всенародную любовь которой принесли персонажи из комедий Леонида Гайдая. В фильме «Бриллиантовая рука» она сыграла роль жены Юрия Никулина, но главной ее ролью сорок лет была роль жены Гайдая, его законной супруги.
Гайдай не приглашал ее в свои фильмы на главные роли. А она, если судить по ее интервью разных лет, отказывалась даже от эпизодических: «Будут говорить, что ты мне роль по блату дал. И вообще, почему я?». А он спокойно отвечал: «Нина, ну разве ты не сыграешь? Сыграешь, и отлично сыграешь, я уверен». Она играла — так, что ее «второстепенный персонаж» врезался в память зрителей навсегда, будь то суровая врач психиатрической клиники в «Кавказской пленнице…», или Мусик и царица Тамара в комедии «12 стульев», или тетя Клава в «Спортлото-82″… Или же незабвенная Надя Горбункова, жена Семена Семеновича в «Бриллиантовой руке».
В этом по сути комедийном шпионском боевике, ей, вроде бы, была уготована бесцветная роль второго плана — жены, крепко держащей в руках своего рассеянного мужа, двух детей и маленькое уютное царство их квартирки. А соперницы в актерском поединке у нее были яркие. Одна Нонна Мордюкова в роли колоритной инициативной общественницы, главы домкома чего стоила и способна была переиграть кого угодно. А с другой стороны — Светлана Светличная в амплуа роковой блондинки.
А между двумя характерными комедийными образами: бой-бабы советского розлива и блондинки-дивы, должна явиться обычная советская женщина, в кудряшках — образцовая мать и жена. Любая на ее месте отказалась бы, что она и пыталась. Но Гайдай уговорил. И она сумела эту роль из пресной превратить разом в комическую, драматическую и лирическую. Сцена, где она, пытаясь пробудить беспробудно пьяного мужа, трясет его, раскрасневшись, в ярости дуя себе на челку, наконец, заводит будильник, чтобы трагическим голосом спросить, откуда у него пистолет и деньги, и получить умиротворенный ответ: «Оттуда», — один из блестящих эпизодов комедии положений, где она гениально солирует.
К слову, по легенде, будильник своим появлением в этой сцене обязан именно Гребешковой. Впрочем, сама актриса из всех своих ролей в фильмах Гайдая гордилась ролью Царицы Тамары в «12 стульях».
Нет, у нее не было «Оскара» за роль второго плана. Она не была гламурной звездой, копирующей голливудский стиль. Но она была неподражаема в ролях, сыгранных ею в более 80-и фильмах.
К слову, ее приглашали на эпизодические роли даже в преклонном возрасте. Среди ее последних ролей — пассажирка в фильме-катастрофе Николая Лебедева «Экипаж» и бабушка в телесериале «Содержанки-2» Дарьи Жук.
О таких говорят — актриса от Бога. От Бога, возможно, было и чувство достоинства, и мудрость, и верность памяти мужа Леонида Гайдая. К слову, когда они поженились, она была известней его. Ее стали узнавать после ее роли в фильме Пырьева «Испытание верностью».
А уж после «Бриллиантовой руки» упрекали, случайно встретив в магазине: «Ну как же вы могли бросить известного артиста Никулина ради режиссера Гайдая?». Смех смехом, но объяснять свое семейное положение актрисе приходилось всерьез.
Сыгранным ею героиням она дарила удивительную достоверность. Не только характеров, типажей, но и времени. У нее был светлый талант.
По легенде, стать актрисой вовсе не было заветной мечтой Нины. Она родилась в Москве в ноябре 1930-го. Когда началась Великая Отечественная, ее отец ушел на фронт, а маленькая Нина с матерью и двумя братьями оказалась в эвакуации в Пензенской области. Юная Нина собиралась стать учительницей, но ее планы изменил случай. Однажды отец ее школьной подруги — поэт Владимир Луговской, разглядев в ней артистический талант, посоветовал Гребешковой попробовать поступить в театральный ВУЗ. Вместе с Марией Луговской после окончания школы девушка подала документы во ВГИК. И прошла.
Еще будучи студенткой она успела сняться в фильме «Честь товарища» и в картине «Испытание верности» Ивана Пырьева. Там же, во ВГИКе, Гребешкова повстречала свою судьбу. Из множества поклонников начинающая актриса выбрала однокурсника — высокого, худого фронтовика Леню Гайдая, который был старше нее.
«Такой серьезный, высокий, худой, в очках, к тому же староста курса, сталинский стипендиат. Доброжелательный и при этом без столичного лоска. Не могу сказать, что сразу в него влюбилась. Вот репетируем: сижу спиной к двери. Ребята заходят — один, второй. Вроде, ничего не происходит. А входит Гайдай — я чувствую его просто кожей»,- не раз вспоминала Нина Павловна.
Однажды Нина разговорилась с будущим режиссером, а тот вызвался проводить ее до дома. С тех пор они постоянно гуляли вечерами и беседовали обо всем на свете. «Когда мы прощались, просто чмокались в щеку. Никаких взрослых поцелуев. И вот в один прекрасный день мой кавалер вдруг заявляет: «Что же это мы все ходим, ходим — давай поженимся», — рассказывала актриса.
Неожиданное предложение девушка не восприняла всерьез, но буквально на следующий день жених возмутился, что невеста не взяла с собой паспорт, чтобы расписаться в ЗАГСе. Гребешкова пожала плечами и пообещала принести в другой раз. Свадьбу студенты отпраздновали скромно, в коммуналке, только с самыми близкими друзьями, и долгое время многие знакомые даже не подозревали, что они поженились. А в 1957-м у пары родился единственный ребенок — их дочь Оксана.
В документальном фильме «Нина Гребешкова. Я без тебя пропаду» актриса развенчала миф о том, что жила супруга знаменитого режиссера, «как у Христа за пазухой». Гайдай действительно получал солидные гонорары за свои картины, но это было раз в два-три года, и эти деньги уходили на крупные покупки — машину, дачу, квартиру. В остальное время семью обеспечивала Нина Павловна. Кроме того, актриса взвалила на себя весь быт — от готовки до ремонта. Именно она забивала в доме гвозди, водила автомобиль и… даже сама чинила его.
«Я его терпела. А терпела не потому, что мне было тяжело, а потому, что по-другому к нему относиться было нельзя», — вспоминала актриса. Устав от такой жизни, однажды Гребешкова объявила мужу, что уходит от него. Услышав это, Гайдай схватился за голову. «Нина, я же без тебя пропаду…» — сказал он. Жена гения поняла, что именно так и будет, осталась и больше никогда на эту тему не заговаривала.
Жизнь Нины Гребешковой разделилась на «до» и «после» в 1993-м, когда 70-летний Леонид Иович тяжело заболел и умер практически у нее на руках от закупорки артерии. Но актриса сумела справиться с потерей и, несмотря на солидный возраст, продолжала сниматься в кино. В одном из последних интервью актриса признавалась, что очень скучает по мужу, с которым, как она считает, ей очень повезло. И не бывает дня, чтобы она не вспомнила о нем.
Она медленно, день за днём, долгие 32 года училась жить без него, а спасала её работа. Она бесконечно много и часто пересматривала фильмы своего мужа, ведь в каждом из них присутствовал он сам. Герои часто произносят его фразы, используют его жесты. Леонид Гайдай продолжал жить не только в своих фильмах, но и в бесконечной любви его супруги, Нины Павловны Гребешковой, всегда говорившей, что её лучшая роль – жена Гайдая. Завтра, 14 мая 2025 года, страна простится с великой Ниной Гребешковой, и супруги встретятся на небесах. Они снова, как и тогда, будут вместе. Но теперь уже навсегда…
Спасибо, что дочитали!
Подготовила Татьяна ГОРОДЕЦКАЯ, фото и факты найдены на просторах интернета
Прочитав статью, поставьте, пожалуйста, лайк, чтобы она нашла новых читателей! Вам не трудно, а каналу полезно! Просьба в комментариях соблюдать корректность к автору и по отношению к собеседникам, даже если ваши точки зрения не совпадают. Подписка на канал приветствуется. Спасибо!