Почему в католических храмах сидят, а в православных стоят?

Если посмотреть на службу сначала в православном храме, а затем в католическом, то первое, что бросится в глаза, – это положение прихожан.

В православных храмах люди стоят во время службы. В католических храмах люди во время все той же службы и молитвы сидят на скамейках. Но приходилось ли задумываться над тем, откуда и почему такое различие появилось?

Мнение о том, что во время православного богослужения сидеть запрещено, верно лишь отчасти. Богослужебные уставы не требуют ни от православных, ни от католиков проводить всю службу на ногах. Однако обязательно стоять в наиболее важные моменты богослужения: при чтении Евангелия или во время евхаристического канона (главной молитвы литургии).

Чтения из Ветхого Завета и Апостола, кафизмы (от греч. κάθημαι — «сидеть») и некоторые другие тексты можно слушать и сидя.

В русских церквях мы редко можем встретить сиденья, так как в России распространился обычай присутствовать на службе стоя. Вероятнее всего, все дело в естественном развитии богослужебной традиции. Если мы обратимся к ранней истории христианства, то с самого начала увидим сосуществование различных практик.

С одной стороны, христианский апологет II  века Тертуллиан в «Книге о молитве» указывает на недопустимость сидеть не только во время, но и после молитвы: «Ибо неуважительно сидеть в виду и на лицо того, кого больше всего чтишь и почитаешь; тем более такое действие является безрелигиознейшим в присутствии Бога живого, когда стоит еще ангел молитвы. Неужели порицаем Бога за то, что молитва нас утомила?».

С другой стороны, вплоть до VI века верующие могли молиться сидя, а если в храме не было специальных сидений, усаживались на пол. Во время первой Евхаристии, совершенной Иисусом Христом на Тайной Вечере, и Сам  Спаситель, и апостолы сидели, а точнее даже возлежали за столом.

Представление о том, что и католики, и протестанты на протяжении всего богослужения сидят, также отчасти ошибочно. Например, во время католической мессы прихожане не только сидят, но и стоят, а во время Евхаристии — опускаются на колени.

Появление и распространение таких представлений можно объяснить и различиями в интерьерах католических и русских храмов. Следует обратиться к особенностями храмовой архитектуры. Учитывая суровые климатические условия, на Руси храмы строили небольшими, чтобы сохранять тепло, а вот желавших попасть на службу было немало.

Поэтому для скамеек попросту не было места, и люди могли поместиться в храме только стоя.

В католических церквях ровные ряды скамеек занимают основную часть молитвенного помещения, а в наших храмах скамейки (если они и есть) расположены, как правило, где-нибудь у стены в притворе.

Однако если мы окажемся в греческом православном храмы, то мы увидим там те же самые скамейки, что и у католиков. Там же мы обязательно обнаружим стасидии — высокие деревянные кресла с откидным сиденьем. Но, несмотря на наличие скамеек, прихожане греческих храмов большую часть службы тоже проводят стоя.

Если же затронуть специфику католической службы, то здесь все иначе: по продолжительности она зачастую короче. В российских же православных монастырях богослужение может продолжаться вплоть до четырех и более часов.

Однако в силу того, что канонически это требование не закреплено, священники призывают подходить к этому вопросу с рассуждением, приводя в качестве довода высказывание, приписываемое святителю Филарету Дроздову: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах».

Спасибо, что дочитали до конца!

experienceislandparks.com
Почему в католических храмах сидят, а в православных стоят?
Балашиха: «дом-обманка», избушка на курьих ножках и Ленин, читающий на ходу книгу
Балашиха: «дом-обманка», избушка на курьих ножках и Ленин, читающий на ходу книгу