Прямо из лесу, из самой чащи, доносились звуки музыки. Макар, сам любивший играть на свирели, сразу услышал, что кто-то очень умело выводит мелодию. А ещё в отдалении звучал девичий смех, напоминавший серебристые переливы. Но кому же пришло в голову устроить праздник ночью, да ещё и посреди леса?
Макар помнил, что в детстве его не раз наставляла бабушка: «На Русальной неделе в чащу не ходи, сгинешь». Но сейчас что-то неодолимо влекло его туда, где были темнота и нежная музыка. Через несколько минут, преодолев заросли кустарника, он наконец вышел к незнакомой поляне. Прямо на ней танцевали девушки. Распущенные волосы, белые сорочки до пят, неподпоясанные, непричёсанные, с цветами в длинных локонах.
«Мавки!» – мелькнула мысль, обжигая ужасом. Он хотел было бежать, но, обернувшись, увидел, что девицы в одно мгновение успели окружить его… Подобные истории не раз рассказывали о мавках – таинственных созданиях из славянских преданий. Но кем же они были? Почему их следовало опасаться?
Не совсем русалки
Наши предки верили, что весь мир, окружающий нас, населён добрыми и злыми существами. Река, лес, болото, человеческое жилище или пустошь – независимо от того, где находились люди, они считали, что окружены могущественными созданиями, силы и способности которых во многом превосходят человеческие.
Помимо положительных, имелись и создания, которые могли причинить человеку вред или вовсе погубить его. К таким и относились героини нашего рассказа – мавки. Нередко этих существ сравнивали с русалками, и это вполне справедливо. По сути, и стихия (лесные водоёмы, реки) была у них общей, и даже внешний облик не слишком разнился.
Очаровательная нечисть
Особенно популярными предания о мавках стали в южнорусских землях. Более того, здесь эти существа приобрели особенный колорит. Они не только сравнивались с русалками, но и считались своего рода духами леса. В некоторых историях говорится, что у каждой мавки было своё священное дерево, и это даже несколько роднит их с европейскими эльфами и феями.
В некоторой степени мавки связаны с водной стихией, активность их проявляется в тёплое время года, когда тает лёд на реках и приходит период цветения. Но при этом, в отличие от классического восприятия русалок, эти создания не имели хвоста и не жили в воде. Внешне мавки походят на молодых привлекательных девушек.
Но приятный облик не стоит принимать как признак безобидности этой нечисти. Она способна привести человека к погибели. Так чем же опасны мавки?
Любящие и опасные
Интересно, что в преданиях и авторских переосмысленных сюжетах фольклора можно встретить самые разные представления о мавках. Так, например, в «Лесной песне» украинской поэтессы Леси Украинки мавка предстаёт перед нами нежным и созданием с печальной судьбой. Она способна испытывать чувства к человеку, который оказывается куда более жестоким и злым, чем нечисть. Но всё же чаще всего встречается другое мнение.
Как правило, в быличках и легендах мавки представляются существами коварными и опасными. Они действительно кажутся невинными прекрасными девицами – до той поры, пока человек не оказывается в их власти. Подобно русалкам, мавки были способны защекотать свою жертву до смерти, увести её в чащу и погубить, сбить с дороги путника, что тоже сулило скорую смерть.
Мавки способны затуманивать разум людей, дурманить голову и напускать туман. Делают они это неспроста. Жизнь человека, его энергия и жизненные силы являются своего рода «пищей» для нечисти. Но кто же мог стать мавкой и как можно защититься от них?
Как определить мавку?
В народе считали, что мавками становятся загубленные детские души или девушки, умершие насильственной смертью. Этой нечистью могли стать и люди, проклятые своими родителями, умершие некрещёными. Среди мавок встречались и те, кто при жизни был самоубийцей.
К примеру, из-за несчастной любви девица могла утопиться в реке, и после этого местные жители верили, что душа её обратилась в мавку.
Определить мавку не так-то просто. В некоторых сказаниях говорится, что у этих существ нет кожи на спине, но порой они ничем не отличаются от живых девушек. Впрочем, есть особенности, по которым можно признать мавку. В первую очередь, это распущенные волосы.
В старину ходить простоволосой, да ещё и растрёпанной было неприемлемо. Распущенные волосы могли указывать на связь между мирами – нашим и потусторонним. Также мавки не носили ни нательных крестов, ни поясов, что тоже указывало на их отличие от людей.
Если верить преданиям, защититься от мавки достаточно просто. Конечно, лучше не бывать в лесу в Русальную неделю (в некоторых регионах – до, в некоторых – после Троицы). Но если уж выбора нет, и в лес зайти придётся, то советовали надевать два нательных креста – так, чтобы один был на груди, а другой – на спине.
Верили, что на такого человека мавки не смогут напасть даже с «тыла». Это, конечно, были всего лишь суеверия, а сами мавки воплощали таинственный мир природы, который для наших далёких предков был и чарующим, и пугающим.